Плетения из конского волоса


Опубликовано: 18.09.2017, 00:21/ Просмотров: 443

   Выставка работ мастеров Центра народных художественных
п. Усть-Ордынский (20.01.09 – 20.02.09)

Родилась 10 января 1953 года в д. Бозой Эхирит - Булагатского района в семье работников сельского хозяйства. С детства была ребенком любознательным, наблюдательным и трудолюбивым. Как любая девочка она любила играть куклами, которых в многодетной семье было немного, поэтому она начала мастерить их сама. Сначала это были простые куклы из разукрашенной глины, а затем уже деревянные, в невероятно сказочных костюмах, которые казались для ребенка мерилом совершенства. Постепенно яркие впечатления детства формировали эстетический и художественный вкус. Выбор профессии был закономерен - с 1974 по 1978 год Раиса студентка Иркутского училища искусств, отделения художественной керамики. Талантливую студентку заметили педагоги. Многочисленные студенческие выставки, большая академическая школа в области живописи и скульптуры определили своеобразный почерк юной художницы.

В 1980 году по комсомольской путевке Раиса Протопопова выезжает на великую стройку БАМ в г. Токсимо, где принимает участие в молодежных выставках регионального масштаба. Необходимо отметить, что именно в период романтической жизни на БАМе, появились ее первые серьезные работы как художника - портретиста - это портрет ее деда Алексея Хунгурешкиновича Кускенова, работа «Отец и дочь», «Нежность» и многие другие.

В 1989 году по приезду из Якутии на родину Раиса Борисовна назначена директором художественной школы, где продолжила свою трудовую деятельность. Позже работала в Центре художественных народных промыслов, где с особым увлечением начала заниматься изготовлением бурятских кукол. Это были куклы из дерева, кожи, глины и других материалов. Во всех работах того периода в творчестве художницы чувствуется необычайный подъем, жизнелюбие и искрометный юмор. Стоит только посмотреть такие работы, как «Новые буряты», «Старые буряты», куклы из серии «Сувениры», маски для спектаклей и многое другое.

С 2000 года работает художником Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы». Начинается кропотливая работа по освоению новых специальностей: художника - оформителя сцены, художника по костюмам, художника по свету и т.д. Практически все костюмы сшитые с 2000-го года и по сей день, разработаны по эскизам Протопоповой Р.Б. Также ею разработаны эскиз логотипа Ансамбля, многочисленные афиши, банеры, изготовлены маски.

Раиса Борисовна давно определила свой путь в искусстве, и обращаясь к разным жанрам, прекрасно осознает себя как мастера во многих творческих направлениях: будь то художник — портретист, художник - оформитель, художник по костюмам, но все же наиболее ярко и искренне она осознает себя как мастер по изготовлению национальных кукол. Порожденное детской любовью чувство гармонии и красоты, воплощается в творческих замыслах зрелого мастера.

Осипов Е.В. На земле Гэсэра. Эпос «Гэсэр» - это вершина устного творчества бурятского народа и выдающийся памятник эпической поэзии, он вошел не только в историю родного народа, но и мировой культуры. Гэсэр – ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ. В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов.

Осипов Е.В. Старец. Улигершин Пёохон Петров уроженец улуса Хадахан. Непревзойденный знаток древних языческих обрядов, шаманской поэзии, истории бурят-монгольских родов и племен, великолепно знал обряды и обычаи бурят. Но природный дар, любовь к старине и феноменальная память с особой силой сказались в знании родного фольклора и, прежде всего, героического эпоса «Гэсэр».

Открытие выставки

А.Павлов директор Центра народных художесвенных промыслов п.Усть-Ордынский

В.Хингеев начальник отдела национальной культуры Администрации Усть-Ордынского Бурятского округа

Гобелен из конского волоса Е.Осипов

Е.Осипов, Е.Мандухаева авторы выставки

Мастер-класс по плетению гобеленов из конского волоса проводит Е.Осипов

Мастер-класс проводит Е.Осипов

Ефим Осипов – плетение гобеленов из конского волоса

Екатерина Осипова-Мандухаева – плетение гобеленов из конского волоса

Искусство плетения из конского волоса было известно бурятам издавна. Плели сети для ловли рыбы, верхнюю обувь, вожжи, подпруги для седел и половики - таары. В техничном исполнении, способ ткачества таара – это плетение на бердыше. Получаемое полосным изображением. Ленты вручную сшиваются и доводятся до 2 – 2,5 метров. Пряжа состоит из козьего пуха (90-95%) и конского волоса. Современные гобелены изготавливаются из чистого конского волоса с применением станка.

Гобелены из конского волоса впервые стали ткать в Бурятии со второй половины 1970-х годов. Основоположником этого вида творчества стала Ринчинова Светлана Петровна. Заслуга Светланы Петровны состоит во внедрении в область художественного творчества совершенно нового не существовавшего прежде в декоративно-прикладном искусстве РБ и РФ гобелена из конского волоса. Государственным комитетом по изобретениям и открытиям СССР ей выданы два патента: за «Гобелен из конского и сарлычьего волоса» и за «Пряжу» Она создала бурятскую школу гобелена. Ее ученицы-последовательницы Римма Доржиева, Баярма Дамбиева, Татьяна Дашиева, Нина Эрдынеева успешно работают в гобелене, от которых переняли технику гобелена из конского волоса якутские художники, одна из которых, Хунгеева Жанна Павловна, передала свои умения Ефиму Осипову и оказала большое влияние на его творчество.

Светлана Петровна Ринчинова обучила технологии ткачества гобелена так же выпускниц художественного отделения Республиканского училища культуры и искусства, одной из которых является Екатерина Мандухаева.

В 2005 г. в после окончания училища Екатерина устроилась работать в Центр художественных народных промыслов художником, мастером по изготовлению гобеленов. Начала с небольших форматов гобеленов, декоративных панно, сувенирных кукол. В своих произведениях она предпочитает более схематичное, абстрактное изображение реальности. Цвет в ее гобеленах плавно перетекает из одного в другой, цветовая гамма очень сдержанная.

С 2006 года Ефим стал сотрудничать с Центром художественных народных промыслов, принимать активное участие в выставках. Начинается совместная работа мастеров по освоению технологии гобелена из конского волоса, взаимодополняя друг друга они создают новые произведения. Идет поиск в самом материале, проводятся эксперименты с фактурой конского волоса, в композиции вводится разнообразные кольца, кисти, дополнения металла.

Сложность работы с волосом состоит в том, что это грубый, жесткий материал с ограниченными цветовыми возможностями, но эти недостатки при умелой обработке плетения из конского волоса переходят в достоинства.

За период работы у художников выработался собственный взгляд на художественное творчество, возросло цветовое видение, усложнился композиционный строй гобеленов, обогатился декоративными, пластическими формами.


Источник: http://www.ocnt.isu.ru/zal/2009/usti-orda.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методическая разработка по технологии по теме: Проект quot;Плетение из Томатная паста как маска для лица

Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса Плетения из конского волоса

Похожие новости